Skip to Content

 

>

"Что ждать потребителю?". Закон о торговле готов ко второму чтению.

Дата размещения: 9.11.2009
Автор: lora
Описание: 

В ноябре состоится второе чтение многострадального закона о торговле. Все возможные поправки в него были внесены и согласованы как раз на днях, и эксперты уверены, что они будут приняты депутатами. Даже несмотря на множество жалоб со стороны ритейлеров о "негуманности" некоторых из предложений по отношению к их бизнесу. Покупатель, на котором и делают деньги торговцы, не жалуется. Что же новый закон даст именно ему? 

В последнем варианте законопроекта о торговле утверждены ключевые и наиболее спорные моменты: госрегулирование цен на социально значимые товары (при резком росте вводится предельная цена сроком на 90 дней), запрет продажи в магазинах товара по цене ниже закупочной, дифференциация отсрочек платежей в зависимости от срока годности товара. Немного претерпела изменение статья 16, которая запрещает сети открывать новые магазины, если ее доля превышает 25% в границах городского округа или муниципального образования. Исчезло требование по обороту, а сама статья вступит в силу только с 1 января 2011 года.

 

Эксперты уверены, что в таком виде закон будет принят. И вряд ли он споткнется о третье чтение, в Совете федерации или на подписи у президента. Это означает, что с ним жить не только отрасли, но и покупателям. "Финансовые Известия" опросили ряд участников рынка и аналитиков на предмет того, что закон даст потребителю. Общий смысл ответов: хорошего будет мало.

 

Говорят эксперты 

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер компании Management Development Group Inc (сети "Гастрономчикъ" и "Продэко"): 

Введение порога доминирования в 25% приведет к тому, что цены вырастут. Логика проста: не будет крупных сетей. Низкая цена обеспечивается масштабом сети, объемами товарооборота. Скидка за объем уменьшится - цена возрастет. Конкретные депутаты и сенаторы, владеющие конкретными заводами, за наши с вами деньги решают проблемы сбыта своего конкретного предприятия. И продвигают свои идеи, как и при советской власти, прикрываясь интересами народа. Сейчас примут закон. Дальше будет хуже. Осталось только ввести уголовную ответственность за езду на иномарке и употребление иностранных товаров.

 

Ирина Канунникова, директор Союза независимых сетей России: 

То, что сети и производители договорились о привязке отсрочки платежа к сроку годности, приведет к осложнению оформления накладных и, как следствие, к подорожанию некоторых групп товаров и к заполненности полок. Запрет продажи товара ниже закупочной цены для производителя хорошо, но для потребителя плохо. Были ситуации, когда сеть себе в убыток предлагала продукцию, которой хотела привлечь дополнительное количество покупателей. Количество таких акций сойдет "на нет". Статья 16 о пороге доминирования призвана дать потребителю более широкий выбор. К сожалению, в текущей ситуации такого эффекта не будет. Ограничение в данном случае губит здоровую конкуренцию.

 

Ирина Яроцкая, аналитик ФК "Открытие": 

На мой взгляд, этот законопроект напрямую на потребителях не отразится. Ритейлеры постепенно приспосабливались к планируемым отсрочкам платежа, управляли своими запасами, кредиторской, дебиторской задолженностью. По большому счету, потребитель не должен что-либо заметить. Что-то почувствовать мы сможем, когда вступит в силу норма доминирования на рынке. Рынок розничной торговли развивается достаточно быстро, думаю, введение нормы затормозит развитие ритейлеров, и они, возможно, с тем, чтобы как-то подстегнуть свою выручку, могут повысить цены. Но, как понимаю, это произойдет не в самом скором времени, даже не в среднесрочной перспективе. Год-два надо подождать, но думаю, ничего критичного не случится.

 

Сергей Величко, генеральный директор ТД "Хортица" в России: 

Регулирования цен в торговых сетях неправильно. Цену устанавливают рынок и конкуренция. Здесь вмешательства быть не должно. Любое ограничение цен на товары, даже социально значимые, может привести к исчезновению данного продукта с полок. Поскольку ни одна частная компания никогда не будет работать себе в убыток.

 

Людовик Олинье, член совета директоров "Ашан Россия": 

Закон и все поправки к нему должны прежде всего отвечать ожиданиям потребителей. А что ждут от нас потребители? Большой выбор качественных товаров по низким ценам. Поэтому все обсуждения нужно вести в этой плоскости. Например, цены. Я уверен, что только свободная конкуренция может поднять качество продукции, улучшить сервис для клиентов и снизить цены. Во Франции начали регулировать отношения между поставщиками и ритейлерами в середине 70-х годов, со временем вносились все новые и новые дополнения, сказывалось лоббирование поставщиков, и в конце концов рынок "заморозился", стал слабоконкурентен. В итоге - за все расплачивается потребитель: Франция - вторая в Европе страна по уровню дороговизны.

 

Ольга Долгова 

Источник:   "Финансовые известия"

02.11.2009